Такие, брат, дела... Как обычные люди становятся массовыми убийцами.
Я уже не помню даже про что я читал, но наткнулся в немецких СМИ на упоминание книги о 101-ом резервном полицейском батальоне и дернуло же меня начать читать про эту книгу...
Автор - Кристофер Браунинг, профессор истории Университета Северной Каролины. Полное название, как его можно перевести: "Обычные люди. 101-й резервный полицейский батальон и "окончательное решение" в Польше" (Ordinary Men: Reserve Police Battalion 101 and the Final Solution in Poland).
Сразу хочу сказать, что книга на русский не переведена, есть статья, с кратким пересказом, опубликованная Киберленинкой, и, как уже потом оказалось немного на русском высказывался небезызвестный Алексей Исаев. И сразу нужно сказать, что я бы эту книгу читать не стал. Не потому, что она плохая, а потому, что нервы у меня не настолько железные...
В общем, книга рассказывает о людях, служивших в 101-ом резервном полицейском батальоне немецкой полиции, созданном в 1939 году в городе Гамбург. Впервые в Польше батальон оказался в 39-ом, но тогда занимался конвойными функциями, после чего личный состав вернули в Германию и перетасовали среди других подразделений. Второй раз обновленный батальон едет на Восток уже в 40-м, где они занимаются выселением как поляков, так и евреев еще восточнее, для "освобождения жизненного пространства". Здесь же они узнают, что в том же Минске новые гетто не строят, а просто расстреливают...
Но в скорости снова возвращение домой и переформирование - на базе батальона создаются новые, а его вновь наполняют резервистами. Фактически большая часть бата - это мужчины "за тридцать" - пролетарского или около того происхождения - разнорабочие, официанты, водители и прочие. Доля учителей, врачей и прочих "интеллектуальных специальностей" - 2%. Командир - Wilhelm Trapp (он же "Папа Трапп", как его звали солдаты) - кадровый полицейский, участник ПМВ, награжден Железным Крестом, член нацистской партии с 32 года... И при этом "мягкий и слабый" человек, как его описывали подчиненные. Ротами командовали 2-е эсэсовцев, ставших полицейскими уже при нацистах и один резервный лейтенант. Из неких странностей - очень большой процент членов НСДАП - около 25%, что называют очень большим числом.
В 42-ом году начинается третий вояж батальона и тут уже их привлекают к "окончательному решению". Первое же задание - уничтожить около 1800 евреев в местечке Йозефов. Батальон должен собрать всех евреев на площади, отобрать крепких работоспособных мужчин, отправить их в лагерь, а все остальное население - расстрелять в ближайшем лесу.
Когда о предстоящем деле узнает командир одного из взводов (лейтенант "военного времени", лавочник из Гамбурга, 38 лет), он тут же говорит, что не будет участвовать в убийстве безоружных женщин и детей. Ему... дают другое задание - сопровождать отобранных мужчин в лагерь. Более того - перед операцией "папа Трапп" строит весь состав батальона и со слезами на глазах рассказывает о сути приказа, при этом сообщая, что если кто-то не хочет - он может отказаться. Сперва выходит один человек, на которого тут же набрасывается его командир роты, но комбат явно дает понять, что никаких наказаний не будет. В итоге "отказников" нашлось 12 человек - на почти 500 человек л/с. И им действительно НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛИ.
Дальше была кровавая баня с расстрелом женщин и детей из винтовок, что у многих не выдерживали нервы из-за количества крови и мозгов на их форме. Понятно что много пили и мародерили все ценные вещи что были у убитых...
Дальше батальон старались не привлекать к столь массовым и откровенным акциям - предпочитая использовать для транспортировке до лагерей смерти, зачистках и т.д. Непосредственное исполнение предпочитали перевешивать на каких-нибудь предателей, например на травников. Однажды, командир батальона даже приказал отпустить уже собранных для расстрела евреев.
Однако, так или иначе 500 человек личного состава примерно за год расстреляли 38 000 человек, кроме евреев в которым добавились расстрелянные 78 польских заложников (по приказу в качестве мести нужно было расстрелять 200 человек - недостающих тот же Трапп приказал набрать в ближайшем гетто из евреев, что и было сделано). Еще больше они транспортировали в лагеря смерти. Довольно быстро выделились люди, которым было "в кайф" участвовать в расстрелах, те, кто делал это только по приказу и не испытывал от этого удовольствия и те, всячески отказывался от участия в казнях. Последних было меньшинство.
Откуда мы все это так подробное знаем? Преступления батальона пытались расследовать дважды - сразу после войны Трапп, того самого лейтенанта, что отказался участвовать в первом расстреле, одного из унтер-офицеров и солдата выдали Польше, где в 48-ом году Траппа и солдата повесили, лейтенанту дали 8 лет, унтеру - 3. Угадайте за что? Правильно, за казнь 78 поляков. Расстрелы евреев в вину не ставились. Затем ФРГ перестала выдавать кого-либо на Восток. Да и если бы только выдавать - один из командиров рот - капитан СС-овец, в 1951 опять стал работать... в полиции Гамбурга, правильно. Но все же даже западные немцы не совсем конченные и в конце 50-х, начале 60-х прокуратура начала исследовать деятельность 101-ого резервного полицейского.
За несколько лет были опрошены около 200 членов батальона, большинство из которых продолжали спокойно жить в Гамбурге. Собственно эти допросы и стали основой для написания Браунингом своей книги, т.к. это были живые свидетельства людей, из обычных жителей города ставших массовыми убийцами один из допрашиваемых объяснял свое стремление стрелять в детей тем, что без родителей им бы все равно не выжить - так что он был для них спасением
В итоге в ФРГ осудили 5 человек, 6-х признали виновными, но без наказания. Больше всех получил комроты - осудили на 8 лет "за содействие в убийстве 9200 человек", но потом и этот срок скостили. Умер негодяй только в 2002 году...
Но суть заметки вовсе не в том, что кто-то ушел от расправы - суть в том, что все рассуждения на счет "я просто выполнял приказ" - развеяны как дым в сильный ветер. Да, оказавшийся стрелять в детей мог получить репутацию "слабака" среди сослуживцев или же лишиться возможности продвинуться по службе. Но никто бы его к стенке не поставил - тем более что всегда можно было "сверкать патриотизмом" и проситься о переводе на фронт. Так что если еще будете слушать истории про то, что "у нас не было никакого выбора" - это не правда. Выбор есть всегда, и даже не обязательно жертвовать своей жизнью.
P.S.
По мотивам книги вышел фильм - "Радикальное Зло", но что-то не получилось найти его на русском. Да и отзывы у него довольно противоречивые, может и хорошо.
#ВсМВ@catx2
#Заметка@catx2